На стене за алтарем церкви Сан Донато на венецианском острове Мурано висят кости дракона, убитого святым. Представление о змееборце, воплощенное в Георгии Победоносце, тиражировалось в в вредневековье в целом цикле теологически корректных легенд о героях-победителях драконов. Донат (5 век н.э.) совершил свой подвиг при помощи — по разным версиям - то ли меткого слова, то ли прицельного плевка. Другим оружием он не владел. У драконов и в наши дни плохая репутация, а тот аспид, чьи кости, отравлял воду в колодцах, чем вызвал законное возмущение святого. Я не совсем уверена, что драконьи кости должны выглядеть, так как те, что хранятся в церкви. Они единственные, которые я видела, но эти кости, безусловно, крупные.
Однако кости - не самая удивительная вещь в этом древнем храме, с его романской архитектурой, происходящей родом из другой эстетики, отличной от нашей. Начало его строительства датируют VII веком, а многие из сохранившихся элементов - XII.
Вопреки традиции, к каналу обращен не фасад церкви, а апсида, что окружает алтарь полукругом стен. С внешней стороны апсида Санта-Мария-э-Сан-Донато имеет два яруса, каждый составлен из13 арок, опирающихся на парные мраморные колонны. Они резко выделяются на фоне кирпича. Мы-то невольно ассоциируем кирпич с современностью, но эти розоватые прямоугольники разного размера выполнены в византийской традиции. Общее впечатление — красиво.
А вот главный портал, вставший к лагуне задом, лакончиный, будто топором вырубленный.
Фасад смотрит на тихое деревенское кампо со скромным колодцем XVI века.
Над нижним ярусом апсиды проходит галерея с открытыми арками, украшенная рельефным пояском. Орнаментам покрывающим этот поясок, Джон Рёскин посвятил несколько страниц «Камней Венеции». В 1840-х годах он долго осматривал, измерял, рисовал и классифицировал (вывел 10 типов) это ожерелье из острых мраморных клиньев в кирпичной кладке нижнего яруса, называл его «серебрянным поясом, охватывающим церковь». Рёскина особенно увлекли пять или шесть сотен трилистников, вырезанных в бесконечных вариациях. Он упирает на то, что трилистники символизируют собою Троицу.
Рёскин был, конечно, сумасшедший, но это не отменяет его мнения о важности этой церкви. Внутри ее пол покрыт мозаикой - "волнистой как море, и переливчатой как шейка голубки», по словах Рёскина. Мозаики, датированные 1140 годом, напоминают узоры, выложенные на полу Базилики Святого Марка. В главном соборе Венеции узоры сложнее и работа искуснее, но каждая фигура монохромна, в Мурано же каждый фрагмент мозаики многоцветен.
Часть мозаик варварски закрыты скамьями.
Мозаичный пол был воссоздан в 1970-х годах, но очередное несчастье в сочетании с наводнениями привело к очередному разрушению мозаик, так что они восстанавливались несколько раз, и не всегда деликатно.
Внимательно посмотрев себе под ноги, топчущие поздневизантийскую мозаику, стоит потом поднять глаза туда, где сияет золотая мозаика, охватывающая половину купола над алтарем апсиды.
Там, в одиночестве парит Оранта. Высокая фигура Девы Марии, одетой в синий с золотыми полосами плащ. Ее руки повернуты ладонями к нам в древнем молитвенном жесте. Несмотря на резко очерченный твердый подбородок, лицо ее кажется почти робким. В холодной осенней церкви нет туристов, а есть только ее спокойный созерцательный взгляд.
Однако кости - не самая удивительная вещь в этом древнем храме, с его романской архитектурой, происходящей родом из другой эстетики, отличной от нашей. Начало его строительства датируют VII веком, а многие из сохранившихся элементов - XII.
Вопреки традиции, к каналу обращен не фасад церкви, а апсида, что окружает алтарь полукругом стен. С внешней стороны апсида Санта-Мария-э-Сан-Донато имеет два яруса, каждый составлен из13 арок, опирающихся на парные мраморные колонны. Они резко выделяются на фоне кирпича. Мы-то невольно ассоциируем кирпич с современностью, но эти розоватые прямоугольники разного размера выполнены в византийской традиции. Общее впечатление — красиво.
А вот главный портал, вставший к лагуне задом, лакончиный, будто топором вырубленный.
Фасад смотрит на тихое деревенское кампо со скромным колодцем XVI века.
Над нижним ярусом апсиды проходит галерея с открытыми арками, украшенная рельефным пояском. Орнаментам покрывающим этот поясок, Джон Рёскин посвятил несколько страниц «Камней Венеции». В 1840-х годах он долго осматривал, измерял, рисовал и классифицировал (вывел 10 типов) это ожерелье из острых мраморных клиньев в кирпичной кладке нижнего яруса, называл его «серебрянным поясом, охватывающим церковь». Рёскина особенно увлекли пять или шесть сотен трилистников, вырезанных в бесконечных вариациях. Он упирает на то, что трилистники символизируют собою Троицу.
Рёскин был, конечно, сумасшедший, но это не отменяет его мнения о важности этой церкви. Внутри ее пол покрыт мозаикой - "волнистой как море, и переливчатой как шейка голубки», по словах Рёскина. Мозаики, датированные 1140 годом, напоминают узоры, выложенные на полу Базилики Святого Марка. В главном соборе Венеции узоры сложнее и работа искуснее, но каждая фигура монохромна, в Мурано же каждый фрагмент мозаики многоцветен.
Часть мозаик варварски закрыты скамьями.
Мозаичный пол был воссоздан в 1970-х годах, но очередное несчастье в сочетании с наводнениями привело к очередному разрушению мозаик, так что они восстанавливались несколько раз, и не всегда деликатно.
Внимательно посмотрев себе под ноги, топчущие поздневизантийскую мозаику, стоит потом поднять глаза туда, где сияет золотая мозаика, охватывающая половину купола над алтарем апсиды.
Там, в одиночестве парит Оранта. Высокая фигура Девы Марии, одетой в синий с золотыми полосами плащ. Ее руки повернуты ладонями к нам в древнем молитвенном жесте. Несмотря на резко очерченный твердый подбородок, лицо ее кажется почти робким. В холодной осенней церкви нет туристов, а есть только ее спокойный созерцательный взгляд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий