В этот приезд в Венецию я, можно сказать, согрешила. Оседлала 42 вапоретто и отправилась на Мурано. Повод появился - по приглашению подруги побывать в знаменитых мастерских Berengo Studio.
Вообще "муранобурано", венецианские острова-саттелиты - существовали веками как ремесленные мастерские при Светлейшей. Потом, когда дешевый массовый туризм захлестнул Венецию, кто-то умный придумал оттягивать сюда часть потока: на Мурано - покупать разноцветные бусики и псевдобарочные люстры, на Бурано - любоваться химическими оттенками цветной штукатурки. Венеции это мало помогло, а на острова ездить стало стрёмно.
Но приглашение на производство в арт-мастерской - это шанс для меня увидеть работу маэстро-ветрайо. А за работой мастера, особенно в редком ремесле, можно следить часами. Это своего рода медитация.
В просторном, но душном ангаре мастерской на острове Мурано два мастера-стеклодува сидят на металлических скамьях с устрашающего вида инструментами в руках. От рабочего места маэстро к горящим печам курсируют мускулистые помощники. На концах длинных, полых металлических стержней они плавят в печи стекольную массу, добавляя в нее текстуру и цвет, прежде чем поднести маэстро. Мастер экономными движениями, используя немногочисленные инструменты – устрашающего вида клещи, ножницы и металлический шпатель, ловко и точно манипулирует раскаленным стеклом.
Здесь все точно так же, как в средние века. Единственное, что изменилось: вместо угля для нагрева печей используется газ. Печи горят 24 часа в сутки - так требует технология. В мастерской очень жарко. Условия труда тоже близки к средневековым, с сопутствующими профессиональными болезнями… Поэтому мастера-стеклодувы люди штучные и при этом немного фанатики.
Чтобы поверхность стекла была гладкой, мастер использует лопатку, с помощью которой можно выровнять поверхность остывающего стекла. Ремесленники Мурано используют специальные инструменты, включая «борсель» (щипцы или клещи для придания формы раскаленному стеклу), «канна да соффио» (стеклодувная трубка), «понтелло» (стальной стержень, к которому ремесленник присоединяет стекло, чтобы нанести последние штрихи), «сканьо» (скамья стеклодува) и «тагианти» (большие кусачки для резки стекла).
Стеклодувы погружены в «алхимический процесс»... Маэстро Данило Занелла помогает американской художнице реализовать ее видения.
Эскиз художницы прикреплен к печи, но в руках маэстро пчела неуловимо меняется...
Некоторые художники начинают работу с энтузиазмом, а затем уходят, - признают в мастерской. Другие прежде никогда не работали с этим материалом. Стекло учит художника искать формы сосуществования с ремесленником экстра-класса, работать в тандеме со стеклодувом. Что-то волшебное в этом симбиозе есть - с одной стороны работы хрупки, с другой – мастер способен создать цвета и формы, которые в другом материале невозможны.
Взаимодействие между художником и стеклодувом само по себе непрочно. У мастера есть всего несколько секунд, чтобы преобразовать горячий кусок стекла в художественное высказывае автора. Художник экспериментирует, ставит задачи, требует невозможного, а ветрайо понимает: чтобы достичь баланса между работой художника и ремесленника, требуется совершенная гармония между двумя участниками.
Когда мастер манипулирует массой раскаленного стекла, обрезки падают на пол, образуя у его ног разноцветный беспорядок. Стекло пузырится, сворачивается в спирали, трескается, остывает и умирает. Стекло такой материал, которое требует действий, а не долгих раздумий. Начав работу, мастер должен ее закончить, пока стекло горячо.
Здесь работы полируют и доводят до идеала:
История стеклодувного ремесла в Венеции восходит к 8-го веку. На остров Мурано печи были перенесены еще в 1291 году, чтобы свести к минимуму риск пожаров на главном острове. Остров стал главной ремесленной мастерской Венеции и держал монополию на качественное стекло на протяжении веков.
Последние 20 лет традиционное ремесло стеклодувов Мурано находится в видимом упадке. Мастерские острова существуют в коммерческом гетто, производя тонны китча. Заметная часть производства ориентирована на нетребовательных массовых туристов. 80% продукции лишь маркировано на Мурано, а произведено в Китае индустриальным способом. Но такое положение дел большинство мастерских устраивает, поскольку приносит доход.
Berengo Studio на острове выглядят чужаками. Их здесь не очень принимают и именно за попытку отмыть муранское стекло от налета утилитарности. Большинство мастеров считает, что ремесло муранских стеклодувов должно развиваться в границах традиции. Плюс островная психология, замкнутое общество, которое противится всяким там непонятным переменам.
Адриано Беренго, нынешний владелец студии, приглашает на Мурано художников и дизайнеров, предлагая им в тандеме с мастерами-стеклодувами поработать со стеклом как с новым материалом. А с 2009 года на Венецианской биеннале Беренго организует выставку GLASSTRESS - экстравагантную попытку вписать производство художественного стекла в контекст современного искусства.
Проект Беренго продолжает традиции своего первопроходца Эгидио Константини , который в 1950-х и 1960-х годов стремился дать новую жизнь ремеслу, предлагая художникам экспериментировать со стеклом как с новым материалом для творчества. Но конце 50-х годов предприятие провалились из-за отсутствия средств и в 1961 году Константини обратился за помощью к Пегги Гуггенхайм. Он день за днем приходил к дверям палаццо Веньер-Леони, но экстравагантная коллекционерша ему не открывала.
«Константини искал у меня поддержки cвоих проектов, на которые он не имел денег. Положение его было довольно отчаянным. Он даже заплакал. Так как я не могу видеть плачущего мужчину, я обещала помочь ему". Пегги и убедила круг художников, вращавшихся в ее орбите, продолжить эксперименты со стеклом. Она призвала Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Марка Шагала, Оскара Кокошку в Венецию, поработать в тандеме со стеклодувами Мурано. Так что сегодня Berengo Studio мужественно и, возможно, безрассудно продолжает идти путем, проложенным Константини.
Альянс традиционного муранского стекла с современным искусством, во-первых, поднимает статус стекла как нового материала для работы художника, во-вторых, дает новый источник дохода для борющихся за выживание стеклодувных мастерских, считают здесь. В студии чаще всего делают два экземпляра работы - один для художника, второй – для студии и один для Berengo Collection, что приносит прибыль обеим сторонам в равной степени.
Скульптуры впоследствии выставляются в галерее студии на Мурано
И в Венеции уже на третьем биеннале подряд в палаццо Кавалли-Франкетти в рамках проекта Glasstress. Часть выставки размещена в помещениях Berengo Glass Center на острове Мурано, где Готика предоставила художникам возможность искать художественные параллели с макабрическими образами «темных веков». И это такое место, где принятая у концептуалистов многозначительность и отсутствие листков с экспликациями застает врасплох и вызывает ступор. Вот:
Вообще "муранобурано", венецианские острова-саттелиты - существовали веками как ремесленные мастерские при Светлейшей. Потом, когда дешевый массовый туризм захлестнул Венецию, кто-то умный придумал оттягивать сюда часть потока: на Мурано - покупать разноцветные бусики и псевдобарочные люстры, на Бурано - любоваться химическими оттенками цветной штукатурки. Венеции это мало помогло, а на острова ездить стало стрёмно.
Но приглашение на производство в арт-мастерской - это шанс для меня увидеть работу маэстро-ветрайо. А за работой мастера, особенно в редком ремесле, можно следить часами. Это своего рода медитация.
В просторном, но душном ангаре мастерской на острове Мурано два мастера-стеклодува сидят на металлических скамьях с устрашающего вида инструментами в руках. От рабочего места маэстро к горящим печам курсируют мускулистые помощники. На концах длинных, полых металлических стержней они плавят в печи стекольную массу, добавляя в нее текстуру и цвет, прежде чем поднести маэстро. Мастер экономными движениями, используя немногочисленные инструменты – устрашающего вида клещи, ножницы и металлический шпатель, ловко и точно манипулирует раскаленным стеклом.
Здесь все точно так же, как в средние века. Единственное, что изменилось: вместо угля для нагрева печей используется газ. Печи горят 24 часа в сутки - так требует технология. В мастерской очень жарко. Условия труда тоже близки к средневековым, с сопутствующими профессиональными болезнями… Поэтому мастера-стеклодувы люди штучные и при этом немного фанатики.
Чтобы поверхность стекла была гладкой, мастер использует лопатку, с помощью которой можно выровнять поверхность остывающего стекла. Ремесленники Мурано используют специальные инструменты, включая «борсель» (щипцы или клещи для придания формы раскаленному стеклу), «канна да соффио» (стеклодувная трубка), «понтелло» (стальной стержень, к которому ремесленник присоединяет стекло, чтобы нанести последние штрихи), «сканьо» (скамья стеклодува) и «тагианти» (большие кусачки для резки стекла).
Стеклодувы погружены в «алхимический процесс»... Маэстро Данило Занелла помогает американской художнице реализовать ее видения.
Эскиз художницы прикреплен к печи, но в руках маэстро пчела неуловимо меняется...
Некоторые художники начинают работу с энтузиазмом, а затем уходят, - признают в мастерской. Другие прежде никогда не работали с этим материалом. Стекло учит художника искать формы сосуществования с ремесленником экстра-класса, работать в тандеме со стеклодувом. Что-то волшебное в этом симбиозе есть - с одной стороны работы хрупки, с другой – мастер способен создать цвета и формы, которые в другом материале невозможны.
Взаимодействие между художником и стеклодувом само по себе непрочно. У мастера есть всего несколько секунд, чтобы преобразовать горячий кусок стекла в художественное высказывае автора. Художник экспериментирует, ставит задачи, требует невозможного, а ветрайо понимает: чтобы достичь баланса между работой художника и ремесленника, требуется совершенная гармония между двумя участниками.
Когда мастер манипулирует массой раскаленного стекла, обрезки падают на пол, образуя у его ног разноцветный беспорядок. Стекло пузырится, сворачивается в спирали, трескается, остывает и умирает. Стекло такой материал, которое требует действий, а не долгих раздумий. Начав работу, мастер должен ее закончить, пока стекло горячо.
Здесь работы полируют и доводят до идеала:
История стеклодувного ремесла в Венеции восходит к 8-го веку. На остров Мурано печи были перенесены еще в 1291 году, чтобы свести к минимуму риск пожаров на главном острове. Остров стал главной ремесленной мастерской Венеции и держал монополию на качественное стекло на протяжении веков.
Последние 20 лет традиционное ремесло стеклодувов Мурано находится в видимом упадке. Мастерские острова существуют в коммерческом гетто, производя тонны китча. Заметная часть производства ориентирована на нетребовательных массовых туристов. 80% продукции лишь маркировано на Мурано, а произведено в Китае индустриальным способом. Но такое положение дел большинство мастерских устраивает, поскольку приносит доход.
Berengo Studio на острове выглядят чужаками. Их здесь не очень принимают и именно за попытку отмыть муранское стекло от налета утилитарности. Большинство мастеров считает, что ремесло муранских стеклодувов должно развиваться в границах традиции. Плюс островная психология, замкнутое общество, которое противится всяким там непонятным переменам.
Адриано Беренго, нынешний владелец студии, приглашает на Мурано художников и дизайнеров, предлагая им в тандеме с мастерами-стеклодувами поработать со стеклом как с новым материалом. А с 2009 года на Венецианской биеннале Беренго организует выставку GLASSTRESS - экстравагантную попытку вписать производство художественного стекла в контекст современного искусства.
Проект Беренго продолжает традиции своего первопроходца Эгидио Константини , который в 1950-х и 1960-х годов стремился дать новую жизнь ремеслу, предлагая художникам экспериментировать со стеклом как с новым материалом для творчества. Но конце 50-х годов предприятие провалились из-за отсутствия средств и в 1961 году Константини обратился за помощью к Пегги Гуггенхайм. Он день за днем приходил к дверям палаццо Веньер-Леони, но экстравагантная коллекционерша ему не открывала.
«Константини искал у меня поддержки cвоих проектов, на которые он не имел денег. Положение его было довольно отчаянным. Он даже заплакал. Так как я не могу видеть плачущего мужчину, я обещала помочь ему". Пегги и убедила круг художников, вращавшихся в ее орбите, продолжить эксперименты со стеклом. Она призвала Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Марка Шагала, Оскара Кокошку в Венецию, поработать в тандеме со стеклодувами Мурано. Так что сегодня Berengo Studio мужественно и, возможно, безрассудно продолжает идти путем, проложенным Константини.
Альянс традиционного муранского стекла с современным искусством, во-первых, поднимает статус стекла как нового материала для работы художника, во-вторых, дает новый источник дохода для борющихся за выживание стеклодувных мастерских, считают здесь. В студии чаще всего делают два экземпляра работы - один для художника, второй – для студии и один для Berengo Collection, что приносит прибыль обеим сторонам в равной степени.
Скульптуры впоследствии выставляются в галерее студии на Мурано
И в Венеции уже на третьем биеннале подряд в палаццо Кавалли-Франкетти в рамках проекта Glasstress. Часть выставки размещена в помещениях Berengo Glass Center на острове Мурано, где Готика предоставила художникам возможность искать художественные параллели с макабрическими образами «темных веков». И это такое место, где принятая у концептуалистов многозначительность и отсутствие листков с экспликациями застает врасплох и вызывает ступор. Вот:
Комментариев нет:
Отправить комментарий