пятница, 10 июня 2016 г.

Надвратный дож Фоскари

В ММАМ заканчивается выставка "Grand Tour: Русская версия. Венеция" из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. В позапрошлом веке, как и сейчас, гранд-тур по Италии включал в себя посещение "города на воде". В моду вошло фотографирование его архитектурных видов. Появилось множество фотомастерских, конкурировавших между собой. Во второй половине XIX века совершавшим гранд-тур туристам полагалось увозить с собой в качестве сувенира фотографические отпечатки.
Вот один из таких хрестоматийных видов на Порта делла Карта - Бумажные ворота Дворца Дожей. Снимал Карло Найя в 1860 году.

Чего-то не хватает, да? 






Нет коленопреклоненного перед венецианским львом дожа Франческо Фоскари. Эта скульптура сейчас находится под тройными арками окна первого этажа. Дож стоит на коленях в знак того, что его власть не абсолютна, а ограничена волей Большого Совета и и системой "сдержек и противовесов"

Она была разрушена, когда Наполеон занял Венецию, и пожелал стереть все следы былого величия города. Нынешняя копия Дожа и Льва заменила оригинал, уничтоженный в 1797 году, только в конце ХIX века, но вот фотографическое свидетельство: в 1860 году ниша еще пустовала.

Бумажные ворота стоят между Дворцом Дожей и базиликой Сан-Марко и обязаны своим названием бюрократическому документообороту и соседству c государственными архивами. Они были построены между 1438 и 1442 Бартоломео Боном для дожа Франческо Фоскари.

Франческо Фоскари - один из самых знаменитых дожей.
Во-первых, он занял покои в Палаццо дукале во времена, когда Венеция достигла пика богатства и власти. Власть Венеции держалась на предприимчивости и расчете. Фоскари был наделен энергией, но лишен расчетливости. Он начал войну с миланскими Висконти, решив распространить политическое могущество Венеции на государства итальянского полуострова. Милан пал, но экспансия породила глубокую ненависть к Венеции в других итальянских землях. И отвлекла силы самой Венеции от борьбы с пиратами и набиравшими силу турками;

Во-вторых, Фоскари, что называется, засиделся. В Венеции появилась партия противников дожа, во главе ее стояла не менее влиятельная фамилия Лоредан. Фоскари, чувствуя слабость, просил освободить его от должности, но его сначала не отпускали, потом стали сеять козни: изгнали сына Джакопо по недоказанному обвинению в лихоимстве, и в конце концов насильственно сместили, ссылаясь на старческую немощь и потерю способности управлять. Этот позор дож пережил всего на неделю.

В 1453 году, как раз когда Венеция вела череду войн с Миланом, дож Фоскари купил палаццо на Большом канале и перестроил его в позднеготическом стиле. Возведение нового дворца едва-едва завершилось в 1457 году, когда Фоскари попал в немилость и вынужден был оставить свой пост. В этом-то перестроенном дворце, задуманном как родовое гнездо, дож и провёл последние дни, сломленный потерей сына и позором отставки.

Однако венецианский народ настоял, чтобы последний великий дож был похоронен, как официальное лицо, со всеми почестями. Его гробница находится в церкви Санта-Мария деи Фрари.

В XIX веке, во время австрийской оккупации, здание Ка’Фоскари было казармой. Сегодня это здание венецианского университета: в палаццо размещаются факультеты экономики и иностранных языков.

Жизнь Фоскари послужила сюжетом пьесы "Двое Фоскари" лорда Байрона, а пьеса, в свою очередь, дала название опере Джузеппе Верди. Так дож вошёл не только в историю своей страны, но и в историю мирового искусства.