Через эту дверь я ходила
несколько раз - еще в то время, когда
здесь была городская больница, Оспедале
Чивиле. После дожеских гробниц Дзаниполо
нужно было выйти на свет, незаметно
смешаться с людьми скорбного вида
спешащими навестить своих больных,
пройти уверенным шагом мимо будки с
вахтером, подавив неизбежное чувство
неловкости: все-таки люди тут по
неотложному и печальному делу, а я-то —
с праздным туристическим интересом.
Потом надо было миновать какие-то
невнятные, пахнущие лекарствами коридоры,
за гастроэнтерологией свернуть вбок и
выйти, наконец, в тихий внутренний двор
с чахлым садиком и красивым поццо,
украшенным львиным барельефом.
Но уже больше года назад
в Scuola Grande San Marco закончилась
обширная и дорогостоящая реставрация
(как писали местные газеты, работы стоили
350 тысяч евро), и самое красивое здание
Венеции доступно всем за небольшую
мзду.
Scuola Grande di San Marco - одна
из шести «больших» венецианских скуол.
Основана в 1260 году, и за следующие двести
лет стала достаточно влиятельна и
богата, чтобы взять имя святого покровителя
города. В 1437 году рядом с доминиканским
монастырем Свв. Иоанна и Павла (Сан
Дзаниполо, на венецианском диалекте)
выросло первое здание скуолы. Простояло
она недолго. Венецианский хронист
Доменико Maлипьеро подробно описывает
ужасную ночь на 31 марта 1485 года: накануне
члены братства собрались в Зале Капитула
перед тем, как отправиться службу в
церковь. Когда расходились, кто-то
невнимательный забыл погасить горящие
на алтаре свечи, ветер всколыхнул
занавес, свечи упали, занавес загорелся
— в начавшемся пожаре скуола за четыре
часа сгорела дотла.
В огне сгинул фасад,
построенный Джованни и Бартоломео
Бонами, а соседняя церковь Санти Джованни
и Паоло, место погребения нескольких
дожей, едва избежала огня.
Реконструкция началась
немедленно, и с размахом, прежде
невиданным. На деньги членов братства
былы наняты архитекторы Пьетро Ломбардо
с сыновьями. Учитывая размах проекта,
не удивительно, что Ломбардо обратился
за помощью к Джованни Буору, чья мастерская
в то время единственная в Венеции была
способна производить огромное
белокаменного декора без ущерба для
качества. Так их усилиями фасад была
покрыт панелями из цветного мрамора.
Строительство было
прервано в 1490 году -
влиятельные члены братства продавили
контракт с другим архитектором -
бергамаском Мауро Кодуччи. Он несет
ответственность за верхнюю зону фасада:
высокие окна второго этажа, изогнутые
венцы, задрапированные мраморным
кружевом. Мастерская Ломбардо продолжала
поставлять Кодусси многочисленные
статуи и декоративные скульптуры,
крылатые акротерии, они же создали
«обманки», создающие эффект трехмерного
пространства, и пару львов, охраняющих
нынешний внушительный портал из камня
и цветного мрамора, праздничный и
прихотливый.
Лев Св. Марка
Сам Св. Марк
Giochi di putti
(«Играющие путти»)
Несколько фрагментов
первоначального портала, уцелевших в
огне, стали часть нового фасада. Это
люнет со Св. Марком и членами братства,
- он сейчас установлен над главной
дверью. Кроме очевидных соображений
экономии, эти рельефы дают некоторое
представление о стоявшем на этом месте
здании.
Конная статуя кондотьера
Коллеоне работы Андреа Верроккьо
довершает ансамбль. Апокриф о посмертном
надувательстве венецианцами тщеславного
наемника пересказывать не стану, его и
так все знают. Но получилось, определенно,
даже к лучшему — Венеция прикарманила
состояние Коллеоне, кондотьер запечатлен
в виде величественно-придурковатом, а
под копытами его коня раскрылись зонтики
нескольких кафе, пользующихся дурной
славой из-за дороговизны и плохой еды.
Зато, в отличие от
абсолютного большинства венецианцев,
кондотьер уверенно держался в седле.
Это только добавило убедительности его
конному монументу. Венецианцы же и
сейчас любым транспортом, кроме водного,
по меткому выражению писателя Андреа
Камиллери, управляют как обдолбанные
коты.
Насколько я знаю,
преобразование скуолы в очередной
выставочный зал венецианцев
не особенно обрадовало, как и обещание
построить новую больницу в Местре,
куда добраться можно
будет ценой потерянных минут жизни...
Все больше музеев, все меньше работающих
систем жизнеобеспечения — так Венеция
превращается в Veniceland.
Но туристам как
раз хорошо — еще один выдающийся памятник
расчищен от наслоений и показан в своем
историческом великолепии.
«Стакан», где сидел
вахтер, снесен, и заменен обширным
аквариумом со стеклянными стенами. Там
теперь просиживают штаны целых три
хранителя, обозревая расчищенный от
больничных наслоений холл, и регулируя
поток посетителей.
Истертые трехцветные
плиты, два ряда колонн с коринфскими
капителями, поддерживающие деревянный
потолок, бесконечные арабески рельефов,
расчищенные до кирпичей стены — прямо
от входа скуола производит сильное
впечатление. Справа от аквариума -
лестница работы Сансовино. Она ведет в
Зал капитула, парадный зал скуолы, где
теперь библиотека и выставка Mузея
истории медицины.
Вдали: главный алтарь
работы Сансовино и находящаяся в нем
работа Пальмы-младшего "Христос во
славе со свв. Марком, Петром и Павлом».
Многие картины, написанные
специально для Скуолы, сейчас хранятся
в коллекции музея Accademia. Но большинство
работ умыкнули французы либо австрийцы.
Сейчас стены закрыты их цифровыми
репродукциями, исполненными Studio
Cameraphoto Arte (этот метод в Венеции уже
применили раз в монастыре на острове
Сан Джорджо). Размерами и расположением
копии точно соответствуют оригиналам.
Это вот, например,
повторное обретение мощей Св. Марка.
Первый раз венецианцы похитили мощи в
египетской Александрии, но при перестройке
базилики Сан Марко и при очередной
пересменке дожей рака с мощами была
потеряна, тайное место, где она хранился,
было забыто.
Есть тут предание, что
когда святому надоело прозябать в
забвении, он просигнализировал о себе
из бронзовой раки рукой с надетым на
ней золотым перстнем. Дальнейшую
банальную историю воровства изворотливый
ум венецианцев «переформатировал» в
легенду о неком сенаторе, присутствовавшем
при этом собитии. Он якобы вымолил у
святого позволение взять это кольцо
как драгоценную реликвию. И святой Марк
снова подал ему руку...
Зал Капитула: золоченый
деревянный потолок, работа Веттора
Шиенциа и Лоренцо ди Винченцо.
Основное пространство
Зала Капитула сейчас занимают витрины,
посвященные истории медицины, со
старопечатными медицинскими книгами
и пособиями, а также жуткого вида
медицинскими инструментами.
Страх наводят инструменты
для ампутации, наборы ножей и пил
всевозможных размеров, щипцы акушерок,
ретракторы для челюсти и прочие пыточные
аксессуары.
А это печальные задворки
скуолы на фондаменте Мендиканти, и
церковь San Lazzaro dei Mendicanti. Тех,
кому в госпитале помочь не смогли,
похоронные катера увозят отсюда на
кладбищенский остров Сан Микеле.
Примитивная медицина основывалась на предположении о необычной причине хвори, а именно злостного воздействия злых духов или волшебников. Поэтому исцеление состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнородных трудных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, перехитрить масками или сменой имени больного. В ведущем применялась симпатическая магия (базирующаяся на вере в то cdmarf, что на человека возможность сверхъестественным образом оказывать его имя либо представляющий его вещь, например изображение). Магическая медицина до практикуется на островах Полинезии, в неких ареалах центральной Африки и в Австралии.
ОтветитьУдалить