Есть в Венеции один малопопулярный музей, очень мною любимый за малолюдность и маргинальность. Это палаццо Мочениго , музей посвященный венецианской моде и текстилю, а в своей последней, обновленной версии — также и парфюмерии.
Музей открылся после реконструкции осенью прошлого года. Я бывала там прежде, когда он еще был похож на пыльный сундук: сумрак из-за вечно опущенных бархатных штор, зеркала с разъеденной временем амальгамой, потемневшие до неразличимости портреты семейства Мочениго.
Первый раз меня сюда занесло на очередную выставку Александра Васильева, посвященную эпохе дягилевских Русских сезонов. Второй — на выставку рисунков прекрасного и манерного Жоржа Барбье. Весь этот декаданс довольно чужеродно смотрелся на фоне пурпурных стен дожеского дворца. Дожеского в том смысле, что ветвистый род Мочениго исправно поставлял Венеции дожей, числом семь в разное время, не меньше.
В 1945 граф Альвизе Николо Мочениго, последний потомок семьи, пожертвовал этот дворец Венеции, чтобы он использовался "как галерея искусств, в дополнение к Музею Коррер". После вполне образцовой реставрации Palazzo Mocenigo стало частью MUVE. Проект реконструкции принадлежит известному сценографу Пьер Луиджи Пицци, частью мебели и картин поделились Музей Коррей и музей Ка Редзонико.
Теперь здесь хранится коллекция старинных тканей и костюмов, есть хорошо укомплектованная библиотека, специализирующаяся на истории текстиля и моды. Экспозиция начинается и заканчивается в "portego", парадном зале венецианских дворцов, к которому присоединены еще 20 залов экспозиции, посвященной истории моды в Венеции во время ее расцвета — в XVII веке.
Так выглядели интерьеры венецианского жилища восемнадцатого века (мебель здесь частично из собственного собрания Палаццо Мочениго, частью из Ca 'Rezzonico), вазы - из Музея стекла на Мурано, а кружева и вышивки - из Музея Бурано.
«Парфюмерный» раздел занимает пять залов, оформленных в сотрудничестве с венецианской косметической компанией Mavive , более 100 лет принадлежащей семье Видал. Mavive к открытию музея выпустила даже линейку духов "Венецианский купец" - современное переосмысление алхимического искусства парфюмерии XV-XVI веков.
В Венеции хранителей старинных рецептов и косметических формул называли muschiere — за то, что те имели дело с мускусом, основным компонентом изготовления духов по старым рецептам. В музее воспроизведена лаборатория muschiere, а на стене висит карта морских торговых путей, по которым шли т.н. mude - караваны судов, груженых специями. Muschiere делали мыло, масла, пасты, порошки и настойки. Дорогие и вожделенные, они требовали редкого и экзотического сырья.
Новейшая история парфюмерии уходит корнями в торговые связи Светлейшей с Востоком, на рынки которого венецианцы пришли раньше других. Чтобы обеспечить безопасность этой прибыльной торговли, венецианцы создали собственную систему морских конвоев. Mude были организованы Республикой, выходили в плавание разными путями в разное время года, но всегда в сопровождении военных галер. Система гарантировала стабильность торговли и защиту от непредвиденных обстоятельств типа пиратов, внезапных объявлений войны и тому подобных эксцессов. Mude перемещались с периодичностью перелетных птиц, два раза в год. В Египте венецианские купцы меняли серебро и специи на специи и красители. Считалось, чтов Венецию в год прибывало не менее 2500 тонн этих товаров, которые потом оказывались на рынке Риальто.
Другие корабли шли до Крымского полуострова, загружались там мехами и рабами, на обратном пути делали остановку в Трабзоне, чтобы взять на борт шелка и ковры из Персии и Армении. Венецианские караваны приходили во французский порт Эг Морт за солью, плавали вдоль побережья Северной Африки от Триполи до Малаги в стране мавров, в Сирию и Палестину через Кипр, Крит и Родос.
Венецианские коммерсанты разбогатели благодаря своей предприимчивости и хорошо рассчитанному риску. Именно muve обеспечивали им пути организованной и надежной торговли.
В музее об этих временах напоминают т.н. «ароматические залы», где в специальных сосудах хранятся различные специи и эссенции — мускус, серая амбра; дистилляционный аппарат, книга "Notandissimi Secreti de l’Arte Profumatoria" («Благородные секреты парфюмерного искусства»), написанная в Венеции в 1555 году Джованвентурой Россетти.
Часть редкой коллекции парфюмерных флаконов от баварской компании Drom Fragrances - в общей сложности более 3000 эксземпляров, несколько десятков выставляются в музее.
Так одевался благородный венецианец в золотую эпоху между XVII и XVIII веками. Платья частью реставрированы, частью воссозданы учебным центром при музее. Манекены расположены так, чтобы проиллюстрировать изменения вкусов в моде и в мебели, подчеркнуть аналогии в цвете, линии и декоративных мотивах между двумя близкими областями дизайна.
Костюмы из муара и аксамита, как и аксессуары, в основном венецианского происхождения, украшены кружевами и вышивкой. Прекрасная демонстрация мастерства многочисленных ремесленников (портных, ткачей, кружевниц, вышивальщиц и т.д.), создававших эти образцы роскоши и элегантности, которыми, собствтенно, венецианцы и были знамениты.
Женские платья adrienne — очень характерный свободный силуэт, на спине широкое полотнище закреплено в глубокие складки, делавшие женщину похожей на колокол. Антуан Ватто нарисовал множество дам в подобных одеяниях, поэтому фасон получил также название «Складки Ватто».
Коллекция шелковых мужских жилетов sottomarsina с цветочной вышивкой. Поначалу эти жилеты носили длиной до колена, плотно застегнутыми, чтобы они защищали от холода. Но с развитием моды они становились все короче и наряднее. Манекены каждые три месяца переодевают, учитывая чувствительность тканей.
В общем, всем, кто собирается на венецианский маскарад, этот музей очень рекомендую. XVII век был веком расцвета карнавала, регулируемой распущенности нравов и свободы от повседневной реальности.
Вот как на этих картинах Пьетро Лонги
Ридотто
Продавщица духов
Носорог
NB! Они висят в Ка Редзонико и было сняты из-под полы в какой-то из карнавальных февралей в Венеции. На персонажей Лонги как раз и надеты карнавальные маски. Самая известная из них - белая баута, похожая на призрака. Человек в бауте носит также треуголку и плащ-tabarro. В маске проделано большое отверстие для рта, менявшее голоса. Этой маской, в основном, пользовались нобили; она была самой распространенной в Венеции.
На Карнавале ее до сих пор носят.
Еще одна особенная маска — женская moretta. Она состоит из черной личины, которую женщина прикладывала к лицу. Но у этой маски не было завязок, но имелась укрепленная внутри деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Диалог с этой маской велся при помощи игры глаз. Думаю, что это верх сублимации того, что представлял собою карнавал — тайна и молчание.
Кстати, и Карнавал начинается скоро, не пройдет и пары недель. Современные интерпретации (разной степени изощренности - в зависимости от вкуса и глубины кошелька) костюма XVII века можно будет увидеть на венецианских улицах:
Музей открылся после реконструкции осенью прошлого года. Я бывала там прежде, когда он еще был похож на пыльный сундук: сумрак из-за вечно опущенных бархатных штор, зеркала с разъеденной временем амальгамой, потемневшие до неразличимости портреты семейства Мочениго.
Первый раз меня сюда занесло на очередную выставку Александра Васильева, посвященную эпохе дягилевских Русских сезонов. Второй — на выставку рисунков прекрасного и манерного Жоржа Барбье. Весь этот декаданс довольно чужеродно смотрелся на фоне пурпурных стен дожеского дворца. Дожеского в том смысле, что ветвистый род Мочениго исправно поставлял Венеции дожей, числом семь в разное время, не меньше.
В 1945 граф Альвизе Николо Мочениго, последний потомок семьи, пожертвовал этот дворец Венеции, чтобы он использовался "как галерея искусств, в дополнение к Музею Коррер". После вполне образцовой реставрации Palazzo Mocenigo стало частью MUVE. Проект реконструкции принадлежит известному сценографу Пьер Луиджи Пицци, частью мебели и картин поделились Музей Коррей и музей Ка Редзонико.
Теперь здесь хранится коллекция старинных тканей и костюмов, есть хорошо укомплектованная библиотека, специализирующаяся на истории текстиля и моды. Экспозиция начинается и заканчивается в "portego", парадном зале венецианских дворцов, к которому присоединены еще 20 залов экспозиции, посвященной истории моды в Венеции во время ее расцвета — в XVII веке.
Так выглядели интерьеры венецианского жилища восемнадцатого века (мебель здесь частично из собственного собрания Палаццо Мочениго, частью из Ca 'Rezzonico), вазы - из Музея стекла на Мурано, а кружева и вышивки - из Музея Бурано.
«Парфюмерный» раздел занимает пять залов, оформленных в сотрудничестве с венецианской косметической компанией Mavive , более 100 лет принадлежащей семье Видал. Mavive к открытию музея выпустила даже линейку духов "Венецианский купец" - современное переосмысление алхимического искусства парфюмерии XV-XVI веков.
В Венеции хранителей старинных рецептов и косметических формул называли muschiere — за то, что те имели дело с мускусом, основным компонентом изготовления духов по старым рецептам. В музее воспроизведена лаборатория muschiere, а на стене висит карта морских торговых путей, по которым шли т.н. mude - караваны судов, груженых специями. Muschiere делали мыло, масла, пасты, порошки и настойки. Дорогие и вожделенные, они требовали редкого и экзотического сырья.
Новейшая история парфюмерии уходит корнями в торговые связи Светлейшей с Востоком, на рынки которого венецианцы пришли раньше других. Чтобы обеспечить безопасность этой прибыльной торговли, венецианцы создали собственную систему морских конвоев. Mude были организованы Республикой, выходили в плавание разными путями в разное время года, но всегда в сопровождении военных галер. Система гарантировала стабильность торговли и защиту от непредвиденных обстоятельств типа пиратов, внезапных объявлений войны и тому подобных эксцессов. Mude перемещались с периодичностью перелетных птиц, два раза в год. В Египте венецианские купцы меняли серебро и специи на специи и красители. Считалось, чтов Венецию в год прибывало не менее 2500 тонн этих товаров, которые потом оказывались на рынке Риальто.
Другие корабли шли до Крымского полуострова, загружались там мехами и рабами, на обратном пути делали остановку в Трабзоне, чтобы взять на борт шелка и ковры из Персии и Армении. Венецианские караваны приходили во французский порт Эг Морт за солью, плавали вдоль побережья Северной Африки от Триполи до Малаги в стране мавров, в Сирию и Палестину через Кипр, Крит и Родос.
Венецианские коммерсанты разбогатели благодаря своей предприимчивости и хорошо рассчитанному риску. Именно muve обеспечивали им пути организованной и надежной торговли.
В музее об этих временах напоминают т.н. «ароматические залы», где в специальных сосудах хранятся различные специи и эссенции — мускус, серая амбра; дистилляционный аппарат, книга "Notandissimi Secreti de l’Arte Profumatoria" («Благородные секреты парфюмерного искусства»), написанная в Венеции в 1555 году Джованвентурой Россетти.
Часть редкой коллекции парфюмерных флаконов от баварской компании Drom Fragrances - в общей сложности более 3000 эксземпляров, несколько десятков выставляются в музее.
Так одевался благородный венецианец в золотую эпоху между XVII и XVIII веками. Платья частью реставрированы, частью воссозданы учебным центром при музее. Манекены расположены так, чтобы проиллюстрировать изменения вкусов в моде и в мебели, подчеркнуть аналогии в цвете, линии и декоративных мотивах между двумя близкими областями дизайна.
Костюмы из муара и аксамита, как и аксессуары, в основном венецианского происхождения, украшены кружевами и вышивкой. Прекрасная демонстрация мастерства многочисленных ремесленников (портных, ткачей, кружевниц, вышивальщиц и т.д.), создававших эти образцы роскоши и элегантности, которыми, собствтенно, венецианцы и были знамениты.
Женские платья adrienne — очень характерный свободный силуэт, на спине широкое полотнище закреплено в глубокие складки, делавшие женщину похожей на колокол. Антуан Ватто нарисовал множество дам в подобных одеяниях, поэтому фасон получил также название «Складки Ватто».
Коллекция шелковых мужских жилетов sottomarsina с цветочной вышивкой. Поначалу эти жилеты носили длиной до колена, плотно застегнутыми, чтобы они защищали от холода. Но с развитием моды они становились все короче и наряднее. Манекены каждые три месяца переодевают, учитывая чувствительность тканей.
В общем, всем, кто собирается на венецианский маскарад, этот музей очень рекомендую. XVII век был веком расцвета карнавала, регулируемой распущенности нравов и свободы от повседневной реальности.
Вот как на этих картинах Пьетро Лонги
Ридотто
Продавщица духов
Носорог
NB! Они висят в Ка Редзонико и было сняты из-под полы в какой-то из карнавальных февралей в Венеции. На персонажей Лонги как раз и надеты карнавальные маски. Самая известная из них - белая баута, похожая на призрака. Человек в бауте носит также треуголку и плащ-tabarro. В маске проделано большое отверстие для рта, менявшее голоса. Этой маской, в основном, пользовались нобили; она была самой распространенной в Венеции.
На Карнавале ее до сих пор носят.
Еще одна особенная маска — женская moretta. Она состоит из черной личины, которую женщина прикладывала к лицу. Но у этой маски не было завязок, но имелась укрепленная внутри деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Диалог с этой маской велся при помощи игры глаз. Думаю, что это верх сублимации того, что представлял собою карнавал — тайна и молчание.
Кстати, и Карнавал начинается скоро, не пройдет и пары недель. Современные интерпретации (разной степени изощренности - в зависимости от вкуса и глубины кошелька) костюма XVII века можно будет увидеть на венецианских улицах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий