четверг, 9 мая 2013 г.

"Мальчика с жабой" убрали из Венеции

"Мальчика с жабой" убрали из Венеции.

Venezia_0095

Скульптура из белого плексигласа (по другой версии - она сделана из стали и покрыта белой краской) - 2,4 метра - четыре года простояла на мысу Пунта Догана, у слияния Большого канала и канала Джудекка.  Работу калифорнийского художника Чарльза Рэя ежедневно фотографировали десятки туристов. Но город, которому принадлежит площадка, принял решение убрать скульптуру и заменить ее копией фонарного столба 19-го века который стоял раньше.


У "Мальчика" были поклонники, но были и недоброжелатели. Они находили фонарный столб гораздо более уместным украшением лагуны, чем эта скульптура.

Venezia_0194

Venezia_0189

С другой стороны, мальчик был соблазнительно наг и бел, чем, вероятно, приманивал вандалов. Скульптура была единственным произведением искусства в Венеции, для охраны которого были наняты охранники. Более того, на ночь мальчика запирали в плексигласовый короб.

Venezia 996

С третьей стороны, венецианцы привержены своим традициям. Одна из них - ставить памятники в городе совсем не принято. За многие века после тщательной селекции их осталось всего четыре: кондотьеру Коллеони, драматургу Гольдони, борцу за свободу Манину и неизбежному Гарибальди. А тут на фоне титанов - мальчик с жабой.

У мальчика, был влиятельный покровитель. Франсуа Пино, французский магнат и коллекционер, который и заказал эту работу, имеет 33-летний договор с городом на аренду здания бывшей таможни. Он преобразовал Догану в художественный музей, и заполнил его работами из своей обширной коллекции. Она открылась в июне 2009 года. Франсуа Пино также осуществляет надзор за Палаццо Грасси XVIII века, которое он преобразовал в художественное пространство в 2007 году, и с тех выставляет там напоказ городу такие работы:

Venezia_0276
Thomas Houseago. "L'Homme Pressé"



В общем, Догану контролировал Пино, но площадку перед ней, где была установлена скульптура - город. Как оказалось, разрешение на то, чтобы держать ее там, нужно возобновлять раз в четыре года. И городской Совет решил не продлевать мальчику permesso di soggiorno и демонтировать скульптуру.


Так ее демонтировали. AFP PHOTO / MARCO SABADIN

Когда скандал разразился, Франсуа Пино предложил перевезти "Мальчика с жабой" в Палаццо Грасси, но автор, Чарльз Рэй отказал ему. Он считает, что его работа должна быть "на виду и в нужном месте."

Представители города возразили, что, дескать, скульптура с самого начала была предназначена для временной установки. Рэй обиделся, и заявил, что не делал временной скульптуры, напротив, тщательно работал над ее масштабом, чтобы интегрировать в городскую среду. Более того, он надеялся, что "Мальчик" в конечном итоге станет гражданином Венеции.

Дальше спорщики перешли на личности. Противники обозвали Рэя "Наполеоном современного искусства". В Венеции Наполеон - имя ругательное. Бонапарт тут изрядно пограбил и вывез во Францию множество произведений искусства. Сторонники Пино намекают, что возвращение на Догану фонаря вместо мальчика станет "символом культурного тьмы", сгущающейся над Венецией.

Сама я пока не определилась в своем отношении к этому культурному инциденту. На моей памяти Догана сначала долго стояла в лесах, а потом сразу появился "Мальчик с Жабой". Вокруг него постоянно клубились зрители, охранник отгонял желающих потрогать мальчика, жаба готова была сорваться в воду. Изъятая из этой среды и помещенная в музей, работа, конечно, не вызовет и малой части былого ажиотажа.