четверг, 18 октября 2012 г.

Сан Лоренцо открылась!

Если и было до сих пор в Венеции что постоянное - то это вечно закрытый, глухой фасад церкви Сан Лоренцо на одноименном канале.




Казалось, мало кто из живых венецианцев видел ее открытой, но... не прошло и 100 лет, и она открылась:



Кирпичный фасад церкви находится ровно напротив венецианской квестуры, места службы комиссара Гвидо Брунетти - популярного героя детективных романов Донны Леон. Распутывая криминальные истории, он попутно размышлял и о судьбе этой известной городской руины:

"Он встал у окна, чтобы побриться, и устремил взгляд на фасад церкви Сан-Лоренцо, последние пять лет одетый лесами, за которыми, говорят, шла. Он встал у окна, чтобы побриться, и устремил взгляд на фасад церкви Сан-Лоренцо, последние пять лет одетый лесами, за которыми, говорят, шла серьезная реставрация. Брунетти не представлял, идет реставрация или нет,  ибо за все эти годы ничего не изменилось и двери церкви оставались постоянно закрытыми"...

"Утром в понедельник Брунетти явился на работу в обычное время и простоял больше часа, глядя на фасад церкви Сан-Лоренцо. За все это время он не видел никаких признаков деятельности ни на лесах, ни на крыше, которая была выложена аккуратными рядами терракотовых плиток".

"Он вернулся наверх, закрыл дверь своего кабинета и в течение часа смотрел в окно. Несколько рабочих наконец-то появились на лесах Сан-Лоренцо, но никак нельзя было сказать, что же они делают. Никто из них не поднимался на крышу, так что черепица оставалась нетронутой. И никаких инструментов у них, кажется, не было. Они ходили по разным ярусам лесов, то поднимаясь вверх, то спускаясь вниз по связывающим их лестницам, сходились, разговаривали, потом расходились и снова принимались карабкаться по лестницам. Это очень напоминало деловитую активность муравьев: цель, судя по всему, существует, но невозможно понять, что это за цель".

Это все цитаты из романа "Смерть в чужой стране".

Но вот неожиданность - к нынешней венецианской архитектурной биеннале мексиканцы в числе 13 своих проектов предложили отреставрировать церковь Сан-Лоренцо. В обмен городские власти разрешили использовать ее в будущем как павильон для художественных проектов.

Внутренние помещения церкви огромны. Большая часть пола раскопана на глубину нескольких метров и огорожена - выглядит это всё, как археологические раскопки, но никого из работающих здесь никогда не встретить. Мексиканцы используют для выставок только наружное пространство перед входом, но в будущем, если им удастся завершить эту бесконечно затянувшуюся реставрацию, они получат возможность использовать и интерьеры.













Церковь Сан-Лоренцо очень древняя даже по здешним меркам. Она была основана дожем Анджело Партечипацио в 809, но в 1106 году была уничтожена пожаром. Восстанавливалась и в 14, и 16 веках, а в 20 годы прошлого века была десакрализирована.

Внутри церкви, по предположениям, был похоронен один из самых прославленных сыновей Венеции Марко Поло. Однако никакие раскопки, проведенные здесь за последние десятилетия, не помогли найти останки великого путешественника. Церковь Сан-Лоренцо будет оставаться открытой на все время работы Биеннале архитектуры - до 25 ноября 2012 года.

К слову, церковь известна еще и как место, где расположен венецианский кошачий приют. Кошачьи домики, правда, слегка подвинули ради "мексиканского павильона" - длинного прохода перед фасадом церкви, закрытого разноцветными щитами. Кошки теперь примостились слева от входа.





Окрестные жители и туристы постоянно приносят еду его обитателям, поэтому кошки тут сытые и ленивые.

И окрестности церкви:


кампо Сан Лоренцо


Канал с церковью Сан Джорджо деи Гречи на заднем плане


фруктовый сад


комнатный лев